История
золотного шитья.
Золотное
шитьё пришло в Россию из Византии. На Руси искусством вышивания владели
практически все женщины: крестьянки и боярыни, монахини и царицы, им
занимались в монастырях, великокняжеских и царских палатах. Существовали и специальные
мастерские. Наиболее известные из них великокняжеские - княгини Евдокии (в
монашестве Ефросинии), вдовы князя Андрея Иоанновича Старицкого, сына Иоанна III; царицы Анастасии Романовны, жены
Иоанна IV Грозного. В XVI в. появились мастерские купцов Строгановых из
Сольвычегодска, которые достигли особенного расцвета в XVI в. благодаря Анне
Иоанновне Строгановой. В частности, она создала ряд замечательных пелен с
изображением святого царевича Димитрия Угличского и Московского, небесного
покровителя своего супруга Димитрия Андреевича. В дальнейшем эта пелена
ручной работы (атлас, холст, шелковые, серебряные и золотые нити) стала
вкладом Димитрия Андреевича Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска.
Искусные мастерицы применяли разнообразную технику шитья, на Руси знали до 100
художественных швов. Наиболее древнее шитье - орнаментальное. Оно часто
встречается в предметах русского быта - полотенцах, деталях крестьянских и
царских одежд. Орнаментальным шитьем украшают облачения священников, вышивают
кресты и т.п. В XVI
в. Орнаменты становятся более витиеватыми и разнообразными чаще используется
растительный узор завивающиеся стебли, цветы, ягоды. С помощью специального
шва - кованого - имитируются драгоценные оклады икон. С принятием христианства
развивается лицевое шитье (изображение обнаженных частей тела-ликов, рук, стоп
и др.), на вышивках помещают изображение Спасителя, Богоматери и святых.
Вышиваются плащаницы, пелены для икон и т.п. Шитые знамена,
хоругви, иконы брали в военные походы.
Золотным
шитьём занимались и в Пензенской губернии. В конце XIX века особенно славилась предметами
женского рукоделия кустарная художественная мастерская в селе Соломинка
Башмаковского района: строчечные изделия, вышивки по сукну цветным шёлком,
золотом, серебром, кружева, бисерные цепочки и кошельки стали известны на всю
Россию. В г. Пензе в монастырях украшали церковную утварь и одежды
священнослужителей золотным шитьём, «в миру» расшивали золотом и серебром
одежды для особ царской фамилии.